Эксклюзив
27 мая 2020
154

Роль ОАГ в обеспечении безопасности в Латинской Америке

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ 

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

 

Кафедра всемирной и отечественной истории

 

РЕФЕРАТ 

ПО ГОСУДАРСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ В НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

 

ТЕМА:

«Роль ОАГ в обеспечении безопасности вЛатинской Америке»

 

МОВСЕСОВА МАКСИМА ВИКТОРОВИЧА

СТУДЕНТА II КУРСА Ф-ТА

МО-МИЭП

АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ  №12

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Д. ИСТ. Н., ПРОФЕССОР 

ПОДБЕРЁЗКИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

 

 

МОСКВА 2020

 

Латинская Америка на протяжении всего исторического процесса являлась одним из самых нестабильных регионов мира, вследствие чего безопасность остается одной из важнейших задач, стоящих перед каждой страной и международной организацией Южной Америки. Этот регион имеет не настолько большое значение, как, скажем, Европа или Ближний Восток, однако обстановка в нём не только напрямую определяет развитие стран Нового Света, но и оказывает ощутимое влияние на ситуацию в мире в целом. С точки зрения безопасности Южная Америка, пожалуй, одна из тех немногих частей мира, где подобные вопросы до сих пор сохраняют первостепенное значение. Из-за недостаточного уровня экономического развития и малого политического веса большинства Латиноамериканских государств на международной арене этот регион незаслуженно, на мой взгляд, рассматриваюткак периферию. Однако не стоит забывать, что Латинская Америка в последнее время играет определённую роль как во внешней политике нашего государства, так и во внешней политике нашего основного потенциального оппонента – США. Что касается России, в Южной Америке находится Бразилия, с которой наша страна развивает тесное сотрудничество, в том числе в рамках БРИКС. Кроме того, два государства данного региона являются нашими непосредственными союзниками – Венесуэла и Куба. Организация Американских государств, как самый глобальный и значимый межгосударственный блок государств на Американском континенте, имеет особое значение в обеспечении безопасности в данном регионе. Альянс, созданный по инициативе и желанию США, претерпел ряд коренных изменений, повлиявших на цели и методы его работы. Ряд конфликтов XX века, а также начала нынешнего столетия заставляют всерьёз задуматься о роли и перспективах ОАГ как глобального гаранта спокойствия в Латинской Америке.

      Для раскрытия темы, прежде всего, стоит кратко рассказать об образовании и истории ОАГ. В 1889 году был создан так называемый Панамериканский союз на Первой американской международной конференции, проходившей в Вашингтоне. Создание такого альянса 

отвечало интересам внешней политики СШАсогласно доктрине Монро. Установление экономического, а вместе с тем и политического доминирования США в странах Нового Света стало по сути необратимым, и союз создал конкретную правовую основу для интеграции по американскому образцу. В 1948 г. на базе Панамериканского Союза и была создана ОАГ – организация американских государств, устав вступил в силу в 1951 году. На протяжении всей Холодной войны ОАГ отвечала интересам капиталистического блока. Членами организации стали все государства Северной и Южной Америки (о Кубе будет отдельно сказано ниже), то есть 35 стран. Штаб-квартирой ОАГ стал Вашингтон. Страны, получавшие независимость в ходе процесса деколонизации второй половины XXвека, вступали в проамериканский альянс, координирующий вопросы политики и  экономики в данной части света. Стоит упомянуть, что Канада и Гайана, члены пробританского Содружества Наций, вступили в ОАГ лишь в конце столетия. С завершением Холодной войны государства-члены бывшего СССР начали тесное сотрудничество с организацией. На сегодняшний день РФ, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения имеют статус наблюдателей в ОАГ. Таким образом, Организация Американских государств являлась одним из инструментов давления США на американские страны на протяжении XX века, а в XXI веке стала основной международной организацией, всецело координирующей вопросы Нового Света.

Переходя к теме международной безопасности, стоит сказать пару слов о специфике конфликтов, раздирающих Латинскую Америку 

 

по сей день. Прежде всего, низкий уровень жизни и недостаточное экономическое развитие с обилием демократических благ, таких как свобода слова, невероятный политический плюрализм и уровень развития гражданского общества, являлись основной причиной политической нестабильности в странах Латинской Америки. В годы Холодной войны было много катализаторов, ещё больше обострявших противоречия. Рабочее движение, процесс обретения независимости, желание национализации крупных иностранных монополий, наживавшихся на жителях стран третьего мира, увеличивали градус напряжённости. Кроме всего вышеуказанного, стоит отметить и неоднозначное распределение политических сил в регионе. Помимо США, Бразилия, Мексика и Аргентина, являющиеся сильными региональными державами,претендуют на влияние в Латинской Америке.Стоить отметить также косвенные интересыстран Евросоюза и России в данном регионе. Таким образом, Южная Америка наряду с Ближним Востоком является  одним из самых напряжённых регионов мира.

Теперь стоит перейти к роли ОАГ в обеспечении стабильности на континенте. В уставе организации основной её целью названо стремление  «поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность и независимость»[1].  Рассмотрим политику ОАГ на конкретных примерах. В 1959-1962 гг. произошла знаменитая Кубинская революция. Вопрос интервенции на Кубу с целью предотвращения установления там социалистического режима в ОАГ не обсуждался, но республику, руководимую Фиделем

1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации/ Устав ОАГ/ Действующее международное право т. 2, в 3 т., М.: МНИМП, 1996 год. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902051 (дата обращения: 18.05.2020)​Страница 4

 

 

Кастро, исключили из блока в связи с «несовместимостью её дальнейшего пребывания в системе коллективной безопасности Америки» [2], что Куба сочла незаконным[3]. Более того, в 1964 году ОАГ обязало всех членов организации разорвать дипломатические и торговые отношения с Кубой, против чего выступал ряд стран, прежде всего, Мексика. Последней в ультимативной форме было приказано ввести эмбарго против Кубы, что больно ударило по экономикеМексики. Кроме того, Чили, Боливию и Уругвай обязали разорвать дипломатические отношения с революционной республикой.  В 2009 году Куба получила возможность вернуться в организацию, что приняла без особого энтузиазма, отказавшись вернуться в проамериканский блок. Говоря о другой стране – Чили, её членство в ОАГ было приостановлено во время президентства Сальвадора Альенде, отобравшего добычу селитры на севере страны у американских, британских и немецких корпораций.  В 1965 году ОАГ на майской Конференции в Вашингтоне одобрила агрессию США против Доминиканской республики и объявила о создании «временных вооружённых сил» для помощи Штатам в проведении десантной операции. Дискриминации со стороны ОАГ подвергались также Никарагуа в 1979 году и Гондурас в 2009 году, выражавшейся, как и в предыдущих случаях, в санкциях и угрозах изоляции вследствие исключения из ОАГ. Давление данного блока испытывает и правительство Николаса Мадуро в Венесуэле. ОАГ требует проведения 

досрочных выборов с целью удовлетворения требований оппозиции. Стоит отметить, что увеличение значимости некоторых американских держав, помимо США, сказывается на работе блока. Уже в середине 1970-х годов были внесены коренные поправки в устав ОАГ, делавшие акцент на право стран Латинской Америки на самоопределение и самостоятельный выбор путей развития. В сентябре 1974 года Заседанием Постоянного совета были пересмотрены коллективные санкции против Кубы, многие из которых получили рекомендательный характер. В 1975 году санкции против Кубы были отменены окончательно XVI Консультативным совещанием министров иностранных дел. Говоря о пограничных конфликтах, также имеющих место на южноамериканском континенте, стоит отметить роль ОАГ в успешном, хотя временами продолжительном, урегулировании. В 1957 году при посредничестве ОАГ был подписан никарагуано-гондурасский договор о перемирии и границе;  на протяжении 1960-х-1970-х годов ОАГ вёл длительный процесс урегулирования отношений Чили, Перу и Боливии из-за ряда спорных провинций. Таким образом, ОАГ выражала лишь позицию США, что зачастую усугубляло конфликты. Так, в случае с Гондурасом свергнувшему президентаПорфирио Лобо приказали вернуть власть бывшему президенту в течение 72-х часов, что привело к трёхлетнему вооружённому конфликту в стране. То же самое подтверждают пример Кубы и Чили, когда ОАГ выносила одну за другой декларации, противоречащие друг другу, что лишь запутывало и обостряло ситуацию, углубляя, с одной стороны, разногласия враждующих сторон, а с другой – США и других стран ОАГ, не желающих приносить в жертву свои национальные интересы.

 

Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить неоднозначность роли ОАГ. Луис Альмагро, генеральный секретарь ОАГ, летом 2015 года заявил о необходимости «более жизненного (más vital)» присутствия на южноамериканском континенте, что требует коренной реформы самой организации, прежде всего, её основных принципов и ценностей[4]. В интервью, данному американской прессе, уругваец признал ряд коренных ошибок ОАГ, прежде всего в отношении Кубы, ставших причиной радикализации конфликта. Несмотря на все это, ОАГ остается единственной организацией, объединяющей все страны Америки (формально кроме Кубы). CELAC, МЕРКОСУР, КАРИКОМ и ряд других организаций не претендуют на глобальный статус, а лишь работают над проблемами в определённом регионе[5]. Стоит отметить роль ООН, как самой глобальной международной организации, в обеспечении безопасности в странах Нового Света. В 1954 году, то есть когда устав организации лишь вступил в силу, Гватемала, подвергшаяся агрессии США, обратилась в ООН за решением данной проблемы. ООН приняла заявление и обязала США прекратить грубое вмешательство в дела Гватемалы, несмотря на позицию ОАГ. 

Таким образом, на основании проделанной мной работы, я пришёл к следующим выводам:

- ОАГ, несмотря на все ошибки и противоречия, всё же остается важной глобальной организацией, стоящей выше прочих региональных, поскольку принимает основные решения в области торговли, прав 

человека, пограничных споров государств и так далее. 

- Стабильность в этом неспокойном регионе может быть достигнута ОАГ лишь путём интеграции в систему прочих организаций с активным участием ООН и стран-наблюдателей во избежание злоупотребления США своей силой в решение спорных конфликтов. Это может привести к серьёзным последствиям и «превратить в Кубу» ещё одну американскую страну. 

- Также особо стоит подчеркнуть необходимость восстановления отношений ОАГ и Кубы, которые продолжают взаимные обвинения в отходе от истинной демократии. Куба, в свою очередь, пытается навязать свою позицию правительству Мадуро и отказаться от посредничества «Группы Лимы» и ОАГ в разрешении конфликта[6]. Это в теории грозит перерасти в серьёзную международную катастрофу, подобную Карибскому кризису, ведь на Острове Свободы интересы СШАпереплетаются не только с интересами других стран-членов ОАГ, но и, как это было ещё в годы Холодной войны, с внешнеполитическими интересами нашего государства. 

- Перед современным миром весьма остро стоит проблема международной безопасности, которая особенно чётко проявляется в определённых регионах, одним из которых является Латинская Америка. Перед южноамериканскими государствами, а также перед мировым сообществом стоит первостепенная задача обеспечения безопасности и стабильности, без которого немыслимо динамичное социальное и экономическое развитие. 

 

 

 

 

Использованные источники:

1) Статья испанской газеты «EL País»: El País(Испания)/ 15.01.2015/ URL: https://elpais.com/internacional/2015/06/14/actualidad/1434316701_915154.html (дата обращения: 20.05.2020).
2) Статья испанской газеты «EL País»:El País(Испания)/ 14.03.2015/ URL: https://elpais.com/internacional/2015/03/13/actualidad/1426278381_353851.html (дата обращения: 20.05.2020).
3) Статья испанской газеты «EL País» El País(Испания)/ 31.05.2017/ URL:

https://elpais.com/internacional/2017/05/31/america/1496202737_200777.html (дата обращения: 20.05.2020).

4) Статья Кубинской газеты «Granma»: Granma (Куба)/ Официальная газета Коммунистической партии Кубы/ 06.01.2019/ URL:

http://www.granma.cu/opinion/2019-01-06/washington-la-oea-y-el-grupo-de-lima-06-01-2019-20-01-37 (дата обращения:20.05.2020).

5) Статья Кубинской газеты «Granma»: Granma (Куба)/ Официальная газета Коммунистической партии Кубы/ 27.02.2019/ URL:

http://www.granma.cu/mundo/2019-02-27/el-arte-de-la-guerra-como-fabricar-al-enemigo-27-02-2019-21-02-22 (дата обращения: 20.05.2020).

6) Официальный сайт ОАГ / 2019г./ URL: http://www.oas.org/es/ (дата обращения: 20.05.2020).
7) Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации/ Устав ОАГ/ Действующее международное право т. 2, в 3 т., М.: МНИМП, 1996 год. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902051(дата обращения: 18.05.2020).

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован